Владимирская Русь

9–10 января 2015

В январе к нам приезжал друг Рихард из Дрездена. Он должен был остановиться на несколько дней в Москве, а после навестить своего приятеля в Санкт-Петербурге. Всего он планировал пробыть в России 10 дней.

Москва–Петербург — это заурядный набор европейского туриста, собравшегося в Россию. Я решил нарушить план Рихарда погостить лишь в двух столицах и вызвался отвезти его во Владимир, Боголюбово и Суздаль. О существовании этих городов и их истории он ровным счетом ничего не знал. С собой он привез туристический талмуд-путеводитель по России. Владимир и Суздаль там были описаны и в высшей мере отрекомендованы, так что Рихард охотно согласился на авантюру.

Мои планы изначально шли дальше, и я был готов увлечься бессрочными исследованиями Владимирской Руси, но Рихарду нужно было успеть вернуться в Москву к рейсу в Петербург. Поэтому мы остановились на двухдневной экскурсии.

Я долго выбирал между электричкой и автобусом. Выбор был больше в очередности (если туда — электричкой, то обратно — автобусом), так как Рихард заранее выразил пожелание пережить полный русский experience. Утром отправлялась лишь одна электричка. Мы решили попробовать сесть на нее, а если не удастся — идти на автобус.

Мы встали в пять утра. Собрали целый рюкзак еды, приготовленной для услады иностранного гостя. Одели теплые зимние вещи и поехали на вокзал.

Билеты взяли без очереди. Людей было немного, однако все места в вагонах оказались заняты перчатками, шапками, пачками сигарет и колодами игральных карт. В поисках мест мы прошли до головного вагона, в котором, наконец, и разместились.

За последние десять минут перед отправлением пассажиров заметно прибавилось. Мы сидели друг напротив друга, зажатые с обеих сторон крупными дамами. Теплая теснота вкупе с темнотой за окном и последствиями адаптации к новому часовому поясу сделали свое дело: под неспешный, убаюкивающий ход поезда Рихард уснул. После Павловского посада и Орехово-Зуево вагоны опустели на три четверти. За окном светало, шел снег, Рихард проснулся, мы пересели к окну.

Серые подмосковные города с понурыми девятиэтажками сменились сначала дряхлой индустриальщиной, а затем лесами и деревеньками.

I

Владимир

В 11 утра окруженная снежной завесой наша электричка въехала во Владимир.

На платформе нас встретил Алексей и сразу повел к соборам.

Владимир мне всегда очень нравился. Хотя от печального состояния русской провинции тут не спрячешься.

Снегопад там временем не стихал. Но зато снег во Владимире и на земле остается белым. Приятная чистая зима.

Мы дошли до Золотых ворот. Завели Рихарда внутрь, показали ему музей. Посмотрели на город сверху.

После Золотых ворот мы отправились обедать в один из центральных ресторанов. Там Рихард впервые попробовал квас. Еще он мечтал о пельменях, но их в ресторане не оказалось. Их заменил борщ, которому он был также рад.

После обеда наш путь лежал в Боголюбово. Во Владимире есть один автобусный маршрут, который проходит через весь город и доезжает как раз до Боголюбова. Остановка автобуса оказалась как раз у ресторана.

II

Боголюбово

Вот мы и на месте.

Мы наскоро осмотрели монастырскую территорию и двинулись к храму на Нерли. Нужно дойти до железнодорожной станции, перейти по мосту и далее по полю.

Еще до поездки нам советовали проехать по полю на лошадках. Мы же решили, что туда дойдем пешком, а обратно можно и на санях. Но там лошадок уже не было, поэтому вернуться нам тоже пришлось пешком. Все лошадки отдыхали.

А тем временем из страны едет нефть.

Красивое забытое здание.

— Какие милые летние домики, — замечает Рихард.

— Это не летние домики, тут люди живут постоянно.

После этого Рихард опечалился. А когда мы наткнулись на колонку и объяснили Рихарду, как набирать воду, он отчаялся вдвойне:

— Это что, надо ходить зимой из дома за водой?

Для меня же потрясением стало то, что в Боголюбово все еще существует Винокур.

Автобусная остановка в Боголюбово. Мы ждем автобус во Владимир. Жители ждут автобус из Владимира.

К концу светового дня мы вернулись во Владимир. Там мы должны были поужинать и переночевать, чтобы наутро отправиться в Суздаль.

Теплая домашняя атмосфера.

Утром встали в половину седьмого. Всю ночь шел снег.

Мы приехали на автовокзал и взяли билеты на ближайший автобус до Суздаля.

Суздаль — настоящая туристическая достопримечательность. Во Владимире мы не успели повстречать интуристов, а вот в автобусе до Суздаля нам сразу попалась молодая компания путешественников из Юго-Восточной Азии.

III

Суздаль

В Суздале очень хорошо.

Туристы.

Нас высадили у торговых рядов. На улицах было пустынно. Первые торговцы еще только готовили свои палатки и раскладывали товары.

Мы сразу прошли в Кремль.

В Суздале приятные и хорошие музеи. Забегая вперед, отмечу небольшой музей истории ГУЛАГа, который особенно впечатлил меня. Музей достаточно скромный, занимает небольшую часть помещения старой тюрьмы. Но это живая и настоящая история нашей страны в XX в. Рихард был шокирован размахом репрессий в СССР и долго смотрел на бурую карту лагерей.

После музеев Кремля мы были готовы отобедать. Путеводитель Рихарда рекомендовал ресторан на территории Кремля, но он был еще закрыт. Тогда мы решили быстро посетить музей деревянного зодчества.

Музей находился за рекой.

У реки велась бойкая торговля домашними соленьями и вареньем.

Рихарда угостили медовухой.

И сбитнем.

После чего он нашел себе румяную снежную бабу.

В музее деревянного зодчества.

Моя любимая сказка на лубке.

После музея мы вернулись в Кремль и пошли в рекомендованный ресторан.

Мы заказали морс, пиво, супов, пельменей, запеченное мясо, разных соленей. Было так вкусно, что мы даже загорелись желанием взять с собой банку солений.

Рихарду все очень понравилось. Ну и к тому же для европейцев при таком курсе рубля цены даже в самых дорогих ресторанах достаточно смешные.

Суздальская мода.

Суздаль как бывший центр монастырского землевладения окружен монастырями со всех сторон. Поэтому ту за каждым домом колокольня.

Фотографии города.

Панорама.

Спасо-Евфимиев монастырь был нашей последней остановкой. Там мы посетили центральную экспозицию и музей тюрьмы. Уже стало темнеть, а нам надо было ехать во Владимир, а оттуда — в Москву. Так что мы поехали на автовокзал.

Едем во Владимир.

Во Владимире мы сразу заскочили в автобус до Москвы. В пути была лишь тяжкая пробка под Петушками, после чего автобус без проблем довез нас до Курского вокзала.

Рихард купил в Суздале подарков: керамические миски, матрешку и пуховые варежки. Но самое главное, что мы привезли, — это банка потрясающих огурцоа.